Главная
Colliers International

Проверка логистики

В Беларуси стоят планы в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка Logistics Performance Index (LPI) войти в топ-50 или даже в топ-30. А по факту мы откатились с 99 места в рейтинге 2014 года на 120 место в рейтинге 2016 года. Рейтинг-2018 не опубликован, но мы, если честно, надежд не питаем, вероятно, где-то в этих пределах и останемся.

То, что был инициирован Генеральной прокуратурой сам факт проверки, вызвано, скорее всего, неутешительной статистикой результатов экономической деятельности в отрасли. Наверняка есть неприглядные цифры, в которых мы не до конца компетентны, поскольку сфера непосредственно нашей деятельности в большей степени связана с очень важным, но одним направлением логистики – складской логистикой. А ведь на транспорт и логистику у правительства очень большие планы. Так, стоит задача, чтобы в среднесрочной перспективе по темпам роста ВВП Беларусь опережала среднемировой уровень (3,5-4%) почти в два раза и вышла на 6-7% в год. И логистика здесь, по мнению правительства, один из драйверов роста ВВП, от которого ожидают среднегодового темпа в 8-10%.

В Беларуси стоят планы в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка Logistics Performance Index (LPI) войти в топ-50 или даже в топ-30. А по факту мы откатились с 99 места в рейтинге 2014 года на 120 место в рейтинге 2016 года. Рейтинг-2018 не опубликован, но мы, если честно, надежд не питаем, вероятно, где-то в этих пределах и останемся.

Следующий момент, который сразу бросается в глаза даже неспециалисту. Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы предшествовала утвержденная в 2018 году Программа развития логистической системы на период до 2015 года. Так, вот, та программа, если можно так выразиться, была распиарена, очень публичная, сопровождалась всевозможными презентациями, картами с инвестиционными участками, большим количеством публикаций и репортажей в СМИ, ей посвящались семинары и конференции в рамках специализированных выставок «Транспорт и логистика», свои подпрограммы анонсировались в облисполкомах… И сравним теперь: на дворе средина 2018 года, Программа как реализуется с 2016-го, в 2020 году ее финиш, т.е. на данный момент находится в самом экваторе реализации. А что известно о результатах или промежуточных этапах? Почти ничего. Что предлагается инвесторам? Неизвестно. Во всяком случае, таких публичных инициатив, как это было в предыдущие 5-7 лет, теперь нет. Да, реализуется несколько глобальных проектов, как, например, логопарк в Великом Камне или индустриально-логистический хаб в регионе Орша / Болбасово, но эти проекты прямо с Программой связывать не стоит.

Что касается активности некоторых частных девелоперов и слабой динамики реализации некоторых, в том числе достаточно старых проектов, то тут следует принять во внимание, по крайней мере, следующее: во-первых, существенно изменился рынок складской недвижимости, доходность девелоперских проектов в этом сегменте: та же ставка аренды за качественные склады снизилась, например, с 12 евро за кв.м/мес без НДС в 2012 году до 5 евро в настоящее время; во-вторых, огромные надежды на местоположение Беларуси между Россией и Европой в полной мере не оправдались: логистические хабы для многих маршрутов актуальны на территории РФ либо уже ближе к Европе, Беларусь тут не всегда актуальна из-за слишком короткого транспортного плеча и особенностей построения логистики. Наиболее востребованы в основном склады поблизости от Минска, либо таможенные склады в непосредственной близости у границ ЕС.

Мы часто отмечаем, что сегмент складской логистики очень чувствительно реагирует на изменения в экономике. С началом кризисов моментально растет вакантность до высоких уровней и падают ставки, но как только начинается выход из рецессии, тут же растет спрос. С 2017 года и в экономике в целом, и в логистике, включая внешнеторговые потоки, транзит, грузоперевозки всеми видами транспорта, наметились позитивные сдвиги. Спрос вырос до такого уровня, что имеющаяся складская инфраструктура не в состоянии его удовлетворить. И мы пока не видим реальных вариантов удовлетворения спроса. К сожалению, не видим и мероприятий Республиканской программы, которые могли бы способствовать какому-то инвестиционному скачку в этой области.

Colliers International еще, наверное, с момента начала строительства МКАД-2 говорит, что здесь есть очень хорошие инвестиционные перспективы для развития складской логистики, особенно в местах пересечения кольца с крупнейшими радиальным автомагистралями, да еще в ряде точек и с наличием железнодорожных веток или их близким прохождением. Многие из этих точек расположены всего в 8-10 км от первой МКАД. И посмотрите, как освоен один из таких хабов, и на сколько он популярен – в районе поселка Привольный. Там действуют или реализуются проекты 6 компаний, да еще какие качественные проекты. А вот новые участки МКАД-2 с дорогим и качественным дорожным покрытием, кажется, не используются в полной мере. Как транзитная магистраль она не привлекает грузоперевозчиков даже бесплатным проездом – интенсивность движения там очевидно невысокая (как-то журналисты сделали замер и насчитали 17 автомобилей в полчаса). Как инвестиционная площадка она не сформирована. И вот здесь снова можно сослаться на замечания Генеральной прокуратуры. После ввода интересовались, что здесь будет с инфраструктурой. И было озвучено мнение кураторов Республиканской программы, что на МКАД-2 строить логистические центры неперспективно. Возможно, такое мнение основано на анализе, однако, с точки зрения имеющихся у нас данных о спросе и его потенциала, полагаем, все не так очевидно и МКАД-2 могла быть более эффективно задействована в том числе и с точки зрения развития складской недвижимости. Для тестирования же спроса чиновники могли бы просто определить и нарезать участки в локациях, о которых мы говорим, и публично предложить под инвестиционное освоение в сфере логистики, как это было публично и в открытом доступе сделано в период 2008-2015 годов. И рынок сам определился бы, что целесообразно, а что нет.

Фото Сергей Сенкевич
Сергей Сенкевич
Подпишитесь на нашу рассылку
И получайте самые свежие новости из мира недвижимости